Определённо-личные предложения — это предложения, в которых сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения, и подлежащее, как правило, не выражено, но подразумевается. Такие предложения часто встречаются в поэзии, где автор обращается к себе или к читателю. Вот несколько примеров из известных стихотворений:
Александр Пушкин, "Я помню чудное мгновенье":
- "Я помню чудное мгновенье". Здесь "помню" — определённо-личное предложение, подразумевается "я".
Михаил Лермонтов, "Выхожу один я на дорогу":
- "Выхожу один я на дорогу". Глагол "выхожу" указывает на первое лицо.
Сергей Есенин, "Письмо к женщине":
- "Вы помните, вы всё, конечно, помните". Здесь "помните" — форма второго лица.
Анна Ахматова, "Не с теми я, кто бросил землю":
- "Не с теми я, кто бросил землю". Глагол "бросил" подразумевает "они", но в контексте, где обращение идёт к читателю, можно считать фразу определённо-личной.
Владимир Маяковский, "Послушайте!":
- "Послушайте!" — повелительное наклонение, обращение ко второму лицу.
Фёдор Тютчев, "Silentium!":
- "Молчи, скрывайся и таи". Глагол "молчи" в повелительном наклонении обращено ко второму лицу.
Борис Пастернак, "Зимняя ночь":
- "Перекрестись и жди". Здесь "перекрестись" — повелительное наклонение, второе лицо.
Марина Цветаева, "Мне нравится, что вы больны не мной":
- "Мне нравится, что вы больны не мной". Глагол "нравится" в данном случае подразумевает "я".
Николай Некрасов, "Тройка":
- "Скоро сам узнаешь". Здесь "узнаешь" — форма второго лица.
Осип Мандельштам, "За гремучую доблесть грядущих веков":
- "Ты встаёшь во мгле". Глагол "встаёшь" — форма второго лица.
Эти примеры показывают, как поэты используют определённо-личные предложения для создания более интимного или непосредственного обращения к читателю или герою стихотворения.