В комедии Николая Гоголя "Ревизор", школа занимает важное место в галерее общественных учреждений города, преисполненного коррупции и взяточничества. Описание школы в этом произведении помогает Гоголю донести до читателя образ типичного провинциального города Российской империи, где все институты, включая образовательные, подвержены недугам бюрократии и мелкого чиновничьего произвола.
Школа представлена в комедии как место, где формальное образование уступает место различным злоупотреблениям и недочетам. Директор школы, Хлопов, изображен как типичный представитель местной элиты, которого больше заботит внешний вид и мнение начальства, чем реальное образование учеников. В ходе подготовки к приезду ревизора он торопливо пытается привести школу в порядок, прикрывая все недостатки и создавая видимость благополучия.
Очень показательна сцена, когда Хлестаков, принимаемый всеми за ревизора, посещает школу. Учителя, пытаясь произвести впечатление, демонстрируют наигранный процесс обучения. Ученики заучивают напамять ответы, а уроки проводятся в строго формальной манере, не способствующей настоящему обучению или развитию критического мышления. Всё это сопровождается смешными и абсурдными моментами, например, когда учитель латыни не может правильно перевести простое латинское предложение, или когда другой учитель объясняет географию, путая названия мест и стран.
Таким образом, Гоголь критикует не только конкретное учебное заведение, но и весь образовательный процесс в провинции, где форма превышает содержание, а реальные знания и обучение утопают в море коррупции и бюрократии. Школа в "Ревизоре" становится символом общественного разложения и отсутствия настоящих ценностей и приоритетов в области образования и воспитания молодежи.