Литературоведы часто сходятся во мнении о том, что герои Лермонтова выражают общую тему отчуждения, внутреннего конфликта и поиска личной идентичности, что справедливо и для образа Мцыри. В частности, Мцыри как персонаж представляет собой яркий пример лермонтовского героя, который испытывает глубокий внутренний разрыв между своими желаниями и возможностями реального мира.
Один из ключевых аспектов, которые литературоведы часто подчеркивают при анализе Мцыри, — это его стремление к свободе, которое является центральным для понимания его характера. Этот поиск свободы связан не только с физическим освобождением из монастыря, где он вырос, но и с метафизическим стремлением к свободе духа. Это тема универсальна для многих героев Лермонтова, включая Печорина из "Героя нашего времени".
Также важно отметить, что лермонтовский герой часто испытывает конфликт между своим внутренним миром и внешней реальностью. Мцыри переживает подобный конфликт, когда он возвращается в монастырь после трех дней свободы, осознавая, что его душа и тело не могут существовать в миру, который не соответствует его внутренним стремлениям и чаяниям.
Литературоведы также обращают внимание на символизм в поэме "Мцыри", подчеркивая, как природа отражает внутренний мир героя. Пейзажи, сквозь которые проходит Мцыри, зеркально отображают его внутренние переживания и раздумья. Это взаимодействие между человеком и природой подчеркивает тему гармонии и разлада, которая пронизывает большую часть лермонтовского наследия.
Важным для создания характеристики Мцыри в высказываниях литературоведов является осознание того, как глубоко вложенный в характер поиск свободы и самоопределения связывает его с другими лермонтовскими героями, что делает его не просто отдельной фигурой, а частью более широкой темы поиска личной идентичности и места в мире.