Какие художественные средства используются Ломоносовым в стихотворении "Вечернее размышление." Лице...

Тематика Литература
Уровень 5 - 9 классы
Ломоносов Вечернее размышление художественные средства метафоры символизм олицетворение антитеза риторические вопросы философская лирика натура космос звезды природа божественность сомнения вечность красота.
0

Какие художественные средства используются Ломоносовым в стихотворении "Вечернее размышление."

Лице свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень; Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Так я, в сей бездне углублен, Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят: Там разных множество светов; Несчетны солнца там горят, Народы там и круг веков: Для общей славы божества Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон? С полночных стран встает заря! Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль мещут огнь моря? Се хладный пламень нас покрыл! Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак Пронзает в книгу вечных прав, Которым малый вещи знак Являет естества устав, Вам путь известен всех планет,- Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой; Иль солнечны лучи блестят, Склонясь сквозь воздух к нам густой; Иль тучных гор верхи горят; Иль в море дуть престал зефир, И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ О том, что окрест ближних мест. Скажите ж, коль пространен свет? И что малейших дале звезд? Несведом тварей вам конец? Скажите ж, коль велик творец?

avatar
задан 2 месяца назад

2 Ответа

0

Ломоносов использует разнообразные художественные средства в стихотворении "Вечернее размышление". Во-первых, он работает с образами природы, создавая мрачное и таинственное настроение за счет описания заката, ночи, звездного неба. Он использовал метафоры и сравнения, чтобы передать свои эмоции и мысли о величии вселенной. Например, он сравнивает себя с песчинкой в морских волнах и малой искрой в вечном льде, что помогает подчеркнуть его чувство малости и утраты в огромной вселенной. Ломоносов также использует риторические вопросы, чтобы обратиться к читателю и вызвать размышления о природе законов вселенной. Он играет с противопоставлением света и тьмы, дня и ночи, что усиливает контраст и восприятие противоположностей. Таким образом, в стихотворении "Вечернее размышление" Ломоносов использует разнообразные художественные средства для создания глубокой и многогранный картины мира и человеческой души.

avatar
ответил 2 месяца назад
0

В стихотворении Михаила Васильевича Ломоносова "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния" использовано множество художественных средств, которые помогают передать философские и эстетические идеи автора.

  1. Эпитеты: Ломоносов активно использует эпитеты для создания ярких и запоминающихся образов. Например, "мрачна ночь", "черна тень", "хладный пламень" и "сильный вихрь". Эти эпитеты усиливают эмоциональное воздействие на читателя, создавая атмосферу величественного и загадочного ночного неба.

  2. Метафоры: Метафоры в стихотворении помогают передать сложные философские идеи и чувства. Например, "Песчинка как в морских волнах" и "Как мала искра в вечном льде" – это метафоры, которые подчеркивают ничтожность человека по сравнению с бескрайним космосом.

  3. Сравнения: Автор использует сравнения для того, чтобы подчеркнуть величие природы и божественного замысла. Например, "Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне" – эти сравнения помогают создать образы, которые легко представить и почувствовать.

  4. Антитеза: Противопоставления помогают усилить контраст между различными элементами стиха. Например, "Се в ночь на землю день вступил!" Здесь противопоставлены ночь и день, что подчеркивает необычность и таинственность северного сияния.

  5. Риторические вопросы: Ломоносов использует риторические вопросы, чтобы выразить свои размышления и сомнения. Например, "Но где ж, натура, твой закон?" и "Скажите ж, коль велик творец?" Эти вопросы стимулируют читателя к размышлению и создают ощущение бесконечности и таинственности вселенной.

  6. Аллитерация и ассонанс: Повторение согласных и гласных звуков придает стихотворению музыкальность и усиливает его эмоциональное воздействие. Например, в строках "Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит?" повторение звуков "з" и "л" создает особый ритм и мелодику.

  7. Гипербола: Преувеличение используется для того, чтобы показать масштаб и величие природных явлений. Например, "Звездам числа нет, бездне дна". Это подчеркивает бесконечность и грандиозность небесного свода.

  8. Инверсия: Перестановка слов в предложении помогает Ломоносову создать определенный ритм и акцентировать внимание на важных моментах. Например, "В свирепом как перо огне". Инверсия делает стихотворение более выразительным.

  9. Парцелляция: Разделение одной мысли на несколько строк усиливает драматизм и акцентирует внимание на ключевых моментах. Например, "Несчетны солнца там горят, Народы там и круг веков: Для общей славы божества Там равна сила естества."

Использование этих художественных средств позволяет Ломоносову создать глубокое и многослойное произведение, которое не только описывает природное явление, но и побуждает к философским размышлениям о месте человека во вселенной и величии божественного творения.

avatar
ответил 2 месяца назад

Ваш ответ

Вопросы по теме