В рассказе Валентина Распутина "Уроки французского" отношения главного героя, мальчика, с Лидией Михайловной и директором школы являются важными элементами сюжета, которые помогают раскрыть его характер и внутренний мир.
Отношение к Лидии Михайловне
Лидия Михайловна, учительница французского языка, играет ключевую роль в жизни мальчика. Её отношение к нему складывается на фоне его трудного положения: он из бедной крестьянской семьи, вынужденной отправить его в город на учёбу. Мальчик поступает в пятый класс, и ему трудно адаптироваться к новой жизни и учебе в школе.
Лидия Михайловна сразу же замечает его незаурядные способности и старается помочь ему. Она не только преподает французский язык, но и проявляет заботу о его благополучии. Например, когда мальчик начинает проигрывать деньги в игре "на интерес", чтобы иметь возможность купить себе еду, Лидия Михайловна находит способ поддержать его, не унижая его достоинства. Она приглашает его к себе домой, где они играют в детскую игру на деньги, но делает это тактично, чтобы не обидеть его.
Отношение мальчика к Лидии Михайловне можно охарактеризовать как глубокую благодарность и уважение. Он видит в ней не только учителя, но и друга, человека, который понимает его проблемы и искренне хочет ему помочь. Она становится для него символом доброты и человечности в мире, где он сталкивается с жестокостью и несправедливостью. С её помощью он начинает верить в то, что есть люди, готовые помочь бескорыстно, и это оказывает на него огромное влияние.
Отношение к директору
Директор школы, напротив, представляет для мальчика образ официальной власти и строгости. В рассказе он выступает как антагонист по отношению к Лидии Михайловне. Директор заботится о соблюдении правил и дисциплины в школе, и его отношение к мальчику более формальное и отстранённое. Он мало интересуется его личными трудностями и больше озабочен поддержанием порядка.
Когда директор узнает о том, что Лидия Михайловна играет с мальчиком на деньги у себя дома, он воспринимает это как нарушение профессиональной этики и правил школы. Он не вникает в тонкие мотивы её поступков и принимает решение уволить её. Для мальчика это становится трагедией, так как он теряет человека, который был для него опорой и поддержкой.
Отношение мальчика к директору можно охарактеризовать как чувство страха и непонимания. Директор для него – воплощение жестокого и бездушного мира, который не готов идти навстречу и понимать личные трагедии. Это усиливает контраст между Лидией Михайловной и директором, подчёркивая их разные подходы к жизни и людям.
Заключение
Таким образом, в рассказе "Уроки французского" Валентин Распутин тщательно прорабатывает отношения мальчика с Лидией Михайловной и директором, чтобы показать разные аспекты человеческой природы. Лидия Михайловна становится для мальчика символом доброты и сочувствия, тогда как директор олицетворяет строгий и бездушный мир. Эти отношения помогают мальчику понять, что в жизни есть люди, готовые помочь и поддержать, несмотря на все трудности.