В комедии Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" отношение к иностранному проявляется через два ключевых персонажа — Александра Андреевича Чацкого и Павла Афанасьевича Фамусова. Оба персонажа представляют собой антагонистов, что особенно заметно в их отношении к иностранным влияниям и культуре.
Чацкий, представитель передовых и прогрессивных взглядов, относится к иностранному с интересом, но критически. Он не отвергает всё иностранное априори, однако выступает против слепого подражания и бездумного перенимания чужих обычаев. Для него важно, чтобы иностранные идеи и технологии приносили реальную пользу и способствовали развитию общества. В своем монологе "А судьи кто?" Чацкий критикует тех, кто бездумно восхваляет всё заграничное, забывая о собственных традициях и возможностях.
Фамусов, напротив, является представителем старой московской знати, которая смотрит на иностранное с подозрением и недоверием. Для него всё заграничное ассоциируется с угрозой традиционному укладу жизни. Фамусов негативно относится к иностранным языкам, обычаям и модам, считая их лишними и ненужными. Он видит в них причину разложения нравов и упадка морали. В своих высказываниях он неоднократно подчёркивает опасность, которую, по его мнению, несёт в себе увлечение заграничной культурой.
Таким образом, в "Горе от ума" Грибоедов через Чацкого и Фамусова раскрывает конфликт между новаторскими и консервативными взглядами на иностранное влияние. Чацкий символизирует открытость к новому и полезному, в то время как Фамусов олицетворяет страх перед изменениями и приверженность устоявшимся традициям.